Принципы сочетания цветов

Принципы сочетания цветов

Существует общая теория цвета, которую читаешь, вроде бы всё понимаешь, но переходя к практике, многие вещи оказываются не ясными. Почему так?


“Если ты в чём-то не разбираешься, но хочешь научиться разбираться – разберись в этом и ты разберёшься.”

Марк Аврелий


К вопросу цвета можно подойти со всех сторон, так как применение у колористики очень широкое. Но мне хочется сфокусировать ваше внимание на цвете в одежде.
Ещё добавлю, что применение цвета в жизни, в кадре и на сцене разное, а правила одни.
Поэтому я не буду уходить в дебри и поделюсь своим переводом существующего правила для тех, кто работает с одеждой.

Принципы сочетания цветов


В прошлый раз мы говорили об основных понятиях цвета и его характеристиках. Надеюсь, вы разобрались с этим вопросом и научились собирать цвета по группам одинаковой температуры, одинаковой светлоты и насыщенности. Если нет, то обязательно попробуйте сделать это с кусочками ткани или своей одеждой. Заодно проверите, насколько ваш гардероб структурирован по цвету. Этот материал вы можете прочитать здесь.
В этой же статье я поговорю про принципы сочетания цветов и их контрасты по:

  • цвету
  • светлоте и темноте
  • температуре

Контраст по цвету

Контраст по цвету – самый простой из всех других. Его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности. Сочетание трёх первичных или трёх вторичных цветов даёт ощущение пестроты. Оно часто напоминает различные национальные символики, спортивную форму и рекламные вывески.

Принципы сочетания цветов

Цвета третьего порядка уже в меньшей степени имеют ассоциативный ряд с чем-то национальным, однако, всё так же имеют ощущение праздника, пестроты и радости жизни. А поскольку жизнь имеет свойство менять настроение и характер, то такое сочетание может давать эффект усталости, встречая его каждый день. Проще говоря, оно не практично, хоть и имеет право на жизнь.

Принципы сочетания цветов


С другой стороны: “очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах — лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчёркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы.»

Плюс ко всему, когда каждый цвет отделён друг от друга белыми или чёрными линиями, фигурами, нюансами, то их индивидуальная характеристика усиливается, а взаимное влияние становится слабее. Применяя эти особенности, образ легче читается глазу и остаются более приятные впечатления от образа и стиля.

Принципы сочетания цветов
Принципы сочетания цветов

Сочетание и контраст светлого и тёмного

Мы знаем, что самый сильный контраст по светлоте будет между белым и чёрным. А среди хроматических цветов – жёлтый и фиолетовый. Более слабые контрастные сочетания будут между серых оттенков, поскольку серые цвета только относительно темны или светлы.

Принципы сочетания цветов
Принципы сочетания цветов

Принципы сочетания цветов


Среди хроматов самый слабый контраст по светлоте будет между красным и зелёным.
Напомню, что мы говорим о контрасте по свету, а не цвету. Поэтому, само сочетание красного и зелёного имеет довольно сильное цветовое решение. Оно же будет являться и контрастом дополнительных цветов, и контрастом по цвету.
Но, если хроматическую палитру перевести в чёрно-белый, то мы увидим, что красный и зеленый, в сером оттенке, имеют одинаковую светлоту.

Принципы сочетания цветов

Чувствительность к оттенкам светлого и темного поможет делать более красивые переходы и интервалы в композиции. Это пригодится и в следующих контрастах. Насыщенные чистые цвета первого, второго и третьего порядка отличаются между собой по светлоте. Посмотрим на рисунок ниже и отыщем цвета в своей предельной насыщенности. Как видите, они не находятся в одном ряду. То есть пары по светлоте у каждого цвета будут свои.

Принципы сочетания цветов

Если в Вашем цветовом решении требуется, чтобы чистый насыщенный желтый цвет создавал максимальное впечатление в образе, то остальные предметы должны иметь светлый характер. Если общий образ будет складываться из более тёмных оттенков, то и жёлтый тоже следует выбирать соответственно тёмным.

Принципы сочетания цветов
Принципы сочетания цветов

Светящийся красный будет выразительно сиять благодаря контрасту с тёмными оттенками. Но, если мы встретим тот же красный в окружении светлых оттенков, он будет создавать впечатление чего-то тёмного и терять созвучность в образе.

Принципы сочетания цветов
Принципы сочетания цветов
Принципы сочетания цветов

Принципы сочетания цветов


Однако, если мы вспомним влияние белых и чёрных цветов на хроматические цвета, то складывается совсем другая картина. Если под красный галстук надеть белую сорочку, цвет костюма при этом оставить тёмным, получается более устойчивое сочетание и сохраняется выразительность красного.

Принципы сочетания цветов

Работая с текстилем, важно понимать, что на темноту и светлоту цвета влияет и текстура ткани. Так, например, бархат всегда будет затемнять цвет: нет ничего чернее, чем чёрный бархат. А поверхность фланели или шифона будет делать даже чёрный цвет светлее. Таким образом, контраст светлого и тёмного можно достичь и с помощью разных текстур.

Принципы сочетания цветов

Сочетание и контраст температур

Можно взять самый холодный цвет и самый тёплый из всем известной палитры. Для одних это будут синий и жёлтый, или синий и оранжевый, или жёлтый и фиолетовый.

Принципы сочетания цветов
Принципы сочетания цветов
Принципы сочетания цветов


Например у Иттена это сине-зеленый и красно-оранжевый. Получается, что контраст двух температур напоминает нам два предыдущих контраста, которые мы разобрали. Можно сказать, что разница только в характеристиках. Но, работая с контрастом холодного и тёплого, все цвета, присутствующие в композиции, должны быть одинаковыми по светлоте. Либо светлыми, либо тёмными и не выходить за рамки четырёх соседних цветов.

Если же мы хотим сделать акцент на полярном противопоставлении холодного и тёплого в их наивысшем проявлении, то должны выстраивать температурную шкалу” в рамках одного хроматического цвета. Градация может состоять из большего или меньшего количества ступеней. Чем больше ступеней, тем незаметнее и эффектнее переход.

Принципы сочетания цветов
Принципы сочетания цветов

В следующей статье я продолжу раскрывать эту тему по:

  • Сочетаниям и контрастам дополнительных цветов
  • Симультанные контрасты
  • Сочетанию и контрасту цветов по насыщенности
  • Контрасту по площади цветовых пятен

Подпишитесь, чтобы получать уведомления о выходе новых статей

Поделиться с друзьями
Школа портновского мастерства
Добавить комментарий