Цвет

Основные понятия и характеристики

Когда мы решили внедрить блог о стиле, то посчитали правильным начать с цвета. В какой-то момент мы зависли над вопросом: с какой стороны рассмотреть столь непростую тему?
Мне не хотелось начинать говорить о цвете так, как уже принято: с цветового круга и схем цветовых сочетаний. Меня не это научило работать с цветом, поэтому я не буду засорять голову лишней информацией.
На практике мы сочетаем не чистые цвета, а оттенки близкие по характеристике. На практике мы не задумываемся, аналоговое сочетание мы используем или какое-либо ещё. И “странный круг”, который выпустил вовсе не Иттен, не научит вас гармоничному сочетанию.

Цвет


Самое важное, что нужно понимать чувствовать в цвете – насыщенность, светлоту оттенков и их температуру.
Всё. И для успешной работы с цветом этого достаточно.
Да, не менее важны в цветовых композициях и баланс, и гармония. А начинать рекомендую с характеристик цвета.

Цвет в жизни человека

В наше время цвет всё больше из абстрактного понятия превращается в постоянного спутника нашей жизни. Он всюду. Каждый день мы выбираем: из какой тарелки есть, какую рубашку надеть и какое пальто сшить. И везде, одним из важных критериев является цвет и оттенок.

Цвет – это важный аспект нашего восприятия, своеобразный знак, символ, ассоциация. С помощью цвета мы сообщаем и получаем информацию, передаём множество смыслов, эмоций и настроение. Бессознательный выбор цвета говорит о выборе нашего внутреннего состояния или устоявшихся ассоциаций. Цвет оказывает на человека эстетическое воздействие, физическое и психическое.
Цвет влияет на настроение и самочувствие, на то как мы можем выглядеть. Целые науки о цвете исследуют, как цвет влияет на нас и на пространство.

Цвет — это эмоциональный интеллект

Цвет
Среднестатистическая женщина более эмоциональна и различает больше оттенков, чем среднестатистический мужчина. Но статистика не имеет никакого отношения к людям творческих профессий, а эмоциональный интеллект, в свою очередь, не разделяет людей по половым признакам, но разделяет их по восприятию мира.
Цвет
Природа тоже имеет свой язык и мы можем читать её по цвету, говорить о ней через цвет, характеризовать её по оттенкам.
Цвет
Психология цвета часто и грамотно используется в маркетинге, что подтверждает и существование психологии цвета, и то, что цвет является интеллектом.

Совсем немного об Иттене и в чём его популярность


Иоханнес Иттен — швейцарский художник, теоретик искусства, педагог, крупнейший исследователь цвета XX века. Его труды о цвете стали самыми популярными и востребованными нашего столетия.
Теория Иттена достаточно проста для понимания и легка в использовании. Именно поэтому её предпочитают использовать многие дизайнеры и люди других творческих профессий.
Главная идея его труда заключается в выявлении семи цветовых контрастов. Художники пользуются ими для создания выразительного эффекта.

Цвет
Цвет


Круг Иттена состоит из трех первичных цветов: жёлтый, красный, синий. Путем смешивания двух первичных цветов в равных пропорциях получаются вторичные: оранжевый, фиолетовый, зеленый. А путем смешивания первичных и вторичных цветов получаются третичные: желто-оранжевый, оранжево-красный, красно-фиолетовый, фиолетово-синий, сине-зеленый, жёлто-зелёный.

На основе этого цветового круга созданы правила гармоничного сочетания цветов. Прежде, чем мы начнем рассматривать эти правила, для начала вспомним об основных понятиях:

Характеристики цвета

Хроматические и ахроматические цвета.

Существуют хроматические и ахроматические цвета. Хроматические — это все цвета спектра. Хорошей демонстрацией спектра является природное явление радуги. Ахроматические — от белого к черному через весь спектр серого цвета.
Простыми словами хроматические – цветные, ахроматические – чёрно-белые.

Цвет

Насыщенность цвета. Светлота и темнота


Насыщенность — это интенсивность тона. Насыщенный цвет бывает чистым, сочным, глубоким. Менее насыщенный — приглушённым, пастельным, светлым.
Добавляя в чистые спектральные цвета серый пигмент, мы получаем приглушенные, пыльные и порой грязные оттенки. Это определяет насыщенность цвета.
В понятии светлоты и темноты цвета, в качестве пигментов мы используем белый и чёрный. Добавляя белый пигмент – мы получаем светлые, лёгкие и нежные оттенки. Черный пигмент – соответственно глубокие и плотные оттенки, иногда почти чёрные.
Давайте посмотрим внимательно на картинку ниже:

Цвет
Цвет
На рисунке мы видим как, добавляя белый пигмент – оттенок осветляется, серый пигмент – приглушается, а добавляя черный – затемняется

Температура цвета

Довольно странно рассуждать о температуре как о цвете. Ведь температура – величина физическая, а цвет – восприятие зрительное. В быту мы различаем холодную воду от горячей по цвету. Холодная вода – это синий цвет, а горячая – красный. С относительно недавних времён и свет в комнате может быть холодным или тёплым. Значит понятие температура цвета (света) всё же не абстрактное, и у чистых цветов (без пигментов) тоже есть температура.

Цвет

В художественных визуализациях синий цвет может быть и холодным оттенком, и тёплым.
Красный, жёлтый, оранжевый так же, и тёплым, и холодным.

С появлением температуры в оттенках, цветовой спектр увеличивается. Оттенки обретают характер и выразительные возможности. Мы начинаем не просто видеть, а чувствовать цвет. Так, образ или композиция становятся сильными и обретают полноту смыслов.

Холодный – тёплый
Теневой – солнечный
Прозрачный – непрозрачный
Жидкий – густой
Далёкий – близкий
Лёгкий – тяжёлый
Влажный – сухой

Чувствовать температуру цвета, можно научиться с помощью насмотрености. Следует чаще смотреть на произведения искусства, фотографии, фильмы. Просто смотреть, чувствовать, созерцать, анализировать.


Степень температуры влияет и на соседние оттенки. Один жёлтый оттенок будет всегда либо теплее, либо холоднее относительно другого жёлтого.
Давайте посмотрим примеры на картинке ниже:

Цвет

Условно, тёплые оттенки – это цвета с добавлением жёлтого пигмента, а холодные – с добавлением голубого.
Один и тот же цвет может стать и теплым, и холодным.
На рисунке выше видно:
зеленый по отношению к сине-зеленому является теплым, а по отношению к жёлто-зеленому – холодным.

Цвет

Именно температура, насыщенность и светлота на практике являются одним из основных ключей к успеху.

Когда разобрались с насыщенностью, светлотой и температурой, можно смело приступать к практике цветовых сочетаний.
И об этом мы расскажем в нашей следующей рубрике “принципы цветовых сочетаний”.

Подпишитесь, чтобы получать уведомления о выходе новых статей

Поделиться с друзьями
Школа портновского мастерства
Добавить комментарий

  1. Марат Рахматуллин

    Очень интересная статья!👍 Вы описали цвет с точки зрения художника. Когда-то мне довелось курировать одно производство полного цикла( на входе кипы хлопка, на выходе материалы или швейные изделия), где руководителем был физик-лазерщик. Там была проблема с покраской материалов-не соблюдалась технология, цвета не соответствовали заказу. Так вот, цвета, тона покраски мы с руководителем обсуждали с точки зрения физики, а конкретнее оптики. Всё, что мы видим- это отражение светового потока. Свет- это волна. От длины и частоты волны зависят цвет и его насыщенность. И да, цвет имеет температуру. На физическом уровне.

  2. Алена

    Статья полезная, благодарю, но Вам стоит поработать над слогом.