Существует общая теория цвета, которую читаешь, вроде бы всё понимаешь, но переходя к практике, многие вещи оказываются не ясными. Почему так?
Марк Аврелий
“Если ты в чём-то не разбираешься, но хочешь научиться разбираться – разберись в этом и ты разберёшься.”
К вопросу цвета можно подойти со всех сторон, так как применение у колористики очень широкое. Но мне хочется сфокусировать ваше внимание на цвете в одежде.
Ещё добавлю, что применение цвета в жизни, в кадре и на сцене разное, а правила одни.
Поэтому я не буду уходить в дебри и поделюсь своим переводом существующего правила для тех, кто работает с одеждой.
В прошлый раз мы говорили об основных понятиях цвета и его характеристиках. Надеюсь, вы разобрались с этим вопросом и научились собирать цвета по группам одинаковой температуры, одинаковой светлоты и насыщенности. Если нет, то обязательно попробуйте сделать это с кусочками ткани или своей одеждой. Заодно проверите, насколько ваш гардероб структурирован по цвету. Этот материал вы можете прочитать здесь.
В этой же статье я поговорю про принципы сочетания цветов и их контрасты по:
- цвету
- светлоте и темноте
- температуре
Контраст по цвету
Контраст по цвету – самый простой из всех других. Его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности. Сочетание трёх первичных или трёх вторичных цветов даёт ощущение пестроты. Оно часто напоминает различные национальные символики, спортивную форму и рекламные вывески.
Цвета третьего порядка уже в меньшей степени имеют ассоциативный ряд с чем-то национальным, однако, всё так же имеют ощущение праздника, пестроты и радости жизни. А поскольку жизнь имеет свойство менять настроение и характер, то такое сочетание может давать эффект усталости, встречая его каждый день. Проще говоря, оно не практично, хоть и имеет право на жизнь.
С другой стороны: “очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах — лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчёркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы.»
Плюс ко всему, когда каждый цвет отделён друг от друга белыми или чёрными линиями, фигурами, нюансами, то их индивидуальная характеристика усиливается, а взаимное влияние становится слабее. Применяя эти особенности, образ легче читается глазу и остаются более приятные впечатления от образа и стиля.
Сочетание и контраст светлого и тёмного
Мы знаем, что самый сильный контраст по светлоте будет между белым и чёрным. А среди хроматических цветов – жёлтый и фиолетовый. Более слабые контрастные сочетания будут между серых оттенков, поскольку серые цвета только относительно темны или светлы.
Среди хроматов самый слабый контраст по светлоте будет между красным и зелёным.
Напомню, что мы говорим о контрасте по свету, а не цвету. Поэтому, само сочетание красного и зелёного имеет довольно сильное цветовое решение. Оно же будет являться и контрастом дополнительных цветов, и контрастом по цвету.
Но, если хроматическую палитру перевести в чёрно-белый, то мы увидим, что красный и зеленый, в сером оттенке, имеют одинаковую светлоту.
Чувствительность к оттенкам светлого и темного поможет делать более красивые переходы и интервалы в композиции. Это пригодится и в следующих контрастах. Насыщенные чистые цвета первого, второго и третьего порядка отличаются между собой по светлоте. Посмотрим на рисунок ниже и отыщем цвета в своей предельной насыщенности. Как видите, они не находятся в одном ряду. То есть пары по светлоте у каждого цвета будут свои.
Если в Вашем цветовом решении требуется, чтобы чистый насыщенный желтый цвет создавал максимальное впечатление в образе, то остальные предметы должны иметь светлый характер. Если общий образ будет складываться из более тёмных оттенков, то и жёлтый тоже следует выбирать соответственно тёмным.
Светящийся красный будет выразительно сиять благодаря контрасту с тёмными оттенками. Но, если мы встретим тот же красный в окружении светлых оттенков, он будет создавать впечатление чего-то тёмного и терять созвучность в образе.
Однако, если мы вспомним влияние белых и чёрных цветов на хроматические цвета, то складывается совсем другая картина. Если под красный галстук надеть белую сорочку, цвет костюма при этом оставить тёмным, получается более устойчивое сочетание и сохраняется выразительность красного.
Работая с текстилем, важно понимать, что на темноту и светлоту цвета влияет и текстура ткани. Так, например, бархат всегда будет затемнять цвет: нет ничего чернее, чем чёрный бархат. А поверхность фланели или шифона будет делать даже чёрный цвет светлее. Таким образом, контраст светлого и тёмного можно достичь и с помощью разных текстур.
Сочетание и контраст температур
Можно взять самый холодный цвет и самый тёплый из всем известной палитры. Для одних это будут синий и жёлтый, или синий и оранжевый, или жёлтый и фиолетовый.
Например у Иттена это сине-зеленый и красно-оранжевый. Получается, что контраст двух температур напоминает нам два предыдущих контраста, которые мы разобрали. Можно сказать, что разница только в характеристиках. Но, работая с контрастом холодного и тёплого, все цвета, присутствующие в композиции, должны быть одинаковыми по светлоте. Либо светлыми, либо тёмными и не выходить за рамки четырёх соседних цветов.
Если же мы хотим сделать акцент на полярном противопоставлении холодного и тёплого в их наивысшем проявлении, то должны выстраивать температурную шкалу” в рамках одного хроматического цвета. Градация может состоять из большего или меньшего количества ступеней. Чем больше ступеней, тем незаметнее и эффектнее переход.
В следующей статье я продолжу раскрывать эту тему по:
- Сочетаниям и контрастам дополнительных цветов
- Симультанные контрасты
- Сочетанию и контрасту цветов по насыщенности
- Контрасту по площади цветовых пятен
Спасибо! С цветом всегда трудно, лично для меня… Очень полезная тема!