Принципы сочетания цветов

Принципы сочетания цветов

В прошлой статье я разобрала темы:

  • контрасту по цвету
  • светлоте и темноте
  • температуре

Эта статья расскажет о:

  • сочетаниях и контрастах дополнительных цветов
  • симультанном контрасте
  • сочетании и контрасте цветов по насыщенности
  • контрасте по площади цветовых пятен

Сочетание и контраст дополнительных цветов

Многие знают, что дополнительные цвета это те, которые противоположны друг другу в цветовом круге. При смешении они образуют нейтральный серый цвет. Глядя на один из них, интуитивно хочется добавить ему противоположного “друга”.

Самое большое количество примеров этого сочетания продемонстрировано как раз в его крайних полюсах. Такое сочетание может носить характер “цветового контраста”. Однако при постепенном смешивании двух противоположных цветов мы получаем новые сложные и приглушённые оттенки.

Принципы сочетания цветов

Они могут здорово сочетаться со своими первичными чистыми цветами, создавая основу, служащую тональным выравниванием образа. И это ответ к тому сложному вопросу: «как сочетать не сочетаемые цвета и стили?»

Гранж, этно, вся причудливая мода и принты этих стилей строятся на сочетании и контрасте дополнительных цветов.

Принципы сочетания цветов

Множество примеров и вдохновений можно встретить и почерпнуть у природы и настенной живописи. «Закон дополнительных цветов является основой композиционной гармонии, так как при его соблюдении в глазах создаётся ощущение полного равновесия». Помимо этого каждая пара обладает всеми свойствами контрастов.

Принципы сочетания цветов

Принципы сочетания цветов

Симультанный контраст

В этой теме я хочу обратить внимание на физиологическое свойство данного контраста – “явление остаточного изображения”. Когда наш глаз, фокусируется на одном реальном цвете, то самостоятельно воспроизводит дополнительный цвет в нашем сознании, который в реальности отсутствует. Такой эффект даёт присутствие серого цвета.

Принципы сочетания цветов

Этот давно доказанный, но до сих пор необъяснимый факт, играет злую шутку в работе с видеокамерой, когда в портретную зону попадает “слепой” серый цвет. Если обходиться без гримёров на съёмках, то он подчеркнёт все изъяны кожи лица и сделает её красной, жёлтой или другого болезненного цвета. В реальности краснота будет не заметна, а камера сгенерирует дополнительный цвет вашего костюма на лице. Чтобы нейтрализовать эффект симультанного контраста, коже склонной к покраснею, следует избегать серых нейтральных тонов в портретной зоне и выбирать чистый и светлый колор, не контрастный противоположному вашего возможного цвета лица. Ещё можно “перебить” красноту лица насыщенным красным аксессуаром — например очками с красной оправой.

Принципы сочетания цветов
Принципы сочетания цветов

Цвета всегда взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и воспринимаются всегда по разному, а иногда и неожиданно. Есть и другая сторона симультанного контраста. Его формула такая: выбирается основной цвет, затем отмечается дополнительный и с обеих его сторон находятся те оттенки, с помощью которых и получается необыкновенный контраст. Такое цветовое сочетание делает образ сложнее и добавляет ему стоимости. У принта с таким цветовым сочетанием появляется симультанная вибрация. В плоскости такое сочетание даёт эффект 3D объёма.

Принципы сочетания цветов
Принципы сочетания цветов

Сочетание и контраст цветов по насыщенности

Вспомним из основных понятий, что цвета могут терять свою первозданную насыщенность, яркость и чистоту четырьмя способами:

  1. Если мы добавим в цвет белую краску, то оттенок станет светлым, лёгким, прохладным;
  2. Добавив в цвет чёрную краску — отнимем у цвета свет и чистоту, а такой цвет как синий и вовсе исчезнет в чёрном;
  3. Серый цвет делает насыщенные цвета слабыми и в конце концов “слепыми”. Этот способ меняет характеристику цвета по светлоте, но в отличие от двух предыдущих не меняет его температуру. Разобравшись с влиянием цвета, я поняла, почему так сильно не люблю серый цвет. Он нейтрализуется симультанным контрастом и, мы говорили об этом чуть ранее, делает нездоровым цвет лица. Поэтому любители носить седые волосы и серые костюмы — Вам как никому другому следует об этом помнить;
  4. Ещё один способ, который забирает насыщенность цвета — смешивание основного цвета с его дополнительным, то есть стоящим напротив в цветовом круге. Последний способ отличается от других тем, что мы получаем множество приглушённых, сложных и интересных цветных серых оттенков (контраст дополнительных цветов).
Принципы сочетания цветов
Принципы сочетания цветов
Принципы сочетания цветов

Мы можем получить красивые сочетания цвета по насыщенности, контролируя одинаковую степень светлоты.

Принципы сочетания цветов

Если мы хотим получить в образе контраст по насыщенности, то мы должны сочетать оттенки в рамках только одного цвета. С помощью такого контраста мы получаем спокойный, но выразительный образ. Если мы добавим ещё другие приглушенные цвета, то суть данного сочетания потеряет смысл.

Принципы сочетания цветов
Принципы сочетания цветов

Контраст по площади цветовых пятен

С помощью этого контраста мы учимся двум важным вещам. Первый — это строить гармоничный образ достигая равновесия между цветами и динамики. Второй — применять свойства цвета в визуальной коррекции. То есть то, что необходимо увеличить, мы визуально увеличиваем с помощью цвета, и что необходимо уменьшить — мы так же уменьшаем.

Принципы сочетания цветов

Цвета в образе компануются друг с другом “пятнами” любых форм и размеров. Но для того, чтобы образ смотрелся гармоничным – мы должны понимать при каких пропорциях и при каких условиях ни один цвет не будет выделяться больше, чем другой. Силу воздействия цвета определяют три фактора: светлота, насыщенность и размер цветового пятна. Вспоминаем ночное небо и яркую точку луны на нём — чем светлее пятно на тёмном фоне, тем меньше пространства для равновесия оно занимает. Чем светлее будет становиться фон, тем незаметнее и меньше будет казаться светлое пятно.

Равнозначные по светлоте и насыщенности цвета в равных пропорцииях рядом друг с другом дают ощущение равновесия, прочности, устойчивости и спокойствия. Но стоит нарушить всего лишь пропорции, как ощущение умиротворённой гармонии рушится. Контраст форм тех же цветов дают совершенно новые впечатления и возникает ощущение движения, динамики, экспрессии и активности. Чем меньше, в этом случае, форма, тем ярче и сильнее будет звучать цвет.

Принципы сочетания цветов

Следовательно светлые и яркие пятна можно компоновать в образ так, чтобы визуально сбалансировать фигуру.

«Исключительная особенность данного контраста — его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов и сочетаний. Формы, размеры и очертания цветовых пятен в образе должны определяться характером цвета и его интенсивностью».

Подпишитесь, чтобы получать уведомления о выходе новых статей

Поделиться с друзьями
Школа портновского мастерства
Добавить комментарий