В прошлой статье я разобрала темы:
- контрасту по цвету
- светлоте и темноте
- температуре
Эта статья расскажет о:
- сочетаниях и контрастах дополнительных цветов
- симультанном контрасте
- сочетании и контрасте цветов по насыщенности
- контрасте по площади цветовых пятен
Сочетание и контраст дополнительных цветов
Многие знают, что дополнительные цвета это те, которые противоположны друг другу в цветовом круге. При смешении они образуют нейтральный серый цвет. Глядя на один из них, интуитивно хочется добавить ему противоположного “друга”.
Самое большое количество примеров этого сочетания продемонстрировано как раз в его крайних полюсах. Такое сочетание может носить характер “цветового контраста”. Однако при постепенном смешивании двух противоположных цветов мы получаем новые сложные и приглушённые оттенки.
Они могут здорово сочетаться со своими первичными чистыми цветами, создавая основу, служащую тональным выравниванием образа. И это ответ к тому сложному вопросу: «как сочетать не сочетаемые цвета и стили?»
Гранж, этно, вся причудливая мода и принты этих стилей строятся на сочетании и контрасте дополнительных цветов.
Множество примеров и вдохновений можно встретить и почерпнуть у природы и настенной живописи. «Закон дополнительных цветов является основой композиционной гармонии, так как при его соблюдении в глазах создаётся ощущение полного равновесия». Помимо этого каждая пара обладает всеми свойствами контрастов.
Симультанный контраст
В этой теме я хочу обратить внимание на физиологическое свойство данного контраста – “явление остаточного изображения”. Когда наш глаз, фокусируется на одном реальном цвете, то самостоятельно воспроизводит дополнительный цвет в нашем сознании, который в реальности отсутствует. Такой эффект даёт присутствие серого цвета.
Этот давно доказанный, но до сих пор необъяснимый факт, играет злую шутку в работе с видеокамерой, когда в портретную зону попадает “слепой” серый цвет. Если обходиться без гримёров на съёмках, то он подчеркнёт все изъяны кожи лица и сделает её красной, жёлтой или другого болезненного цвета. В реальности краснота будет не заметна, а камера сгенерирует дополнительный цвет вашего костюма на лице. Чтобы нейтрализовать эффект симультанного контраста, коже склонной к покраснею, следует избегать серых нейтральных тонов в портретной зоне и выбирать чистый и светлый колор, не контрастный противоположному вашего возможного цвета лица. Ещё можно “перебить” красноту лица насыщенным красным аксессуаром — например очками с красной оправой.
Цвета всегда взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и воспринимаются всегда по разному, а иногда и неожиданно. Есть и другая сторона симультанного контраста. Его формула такая: выбирается основной цвет, затем отмечается дополнительный и с обеих его сторон находятся те оттенки, с помощью которых и получается необыкновенный контраст. Такое цветовое сочетание делает образ сложнее и добавляет ему стоимости. У принта с таким цветовым сочетанием появляется симультанная вибрация. В плоскости такое сочетание даёт эффект 3D объёма.
Сочетание и контраст цветов по насыщенности
Вспомним из основных понятий, что цвета могут терять свою первозданную насыщенность, яркость и чистоту четырьмя способами:
- Если мы добавим в цвет белую краску, то оттенок станет светлым, лёгким, прохладным;
- Добавив в цвет чёрную краску — отнимем у цвета свет и чистоту, а такой цвет как синий и вовсе исчезнет в чёрном;
- Серый цвет делает насыщенные цвета слабыми и в конце концов “слепыми”. Этот способ меняет характеристику цвета по светлоте, но в отличие от двух предыдущих не меняет его температуру. Разобравшись с влиянием цвета, я поняла, почему так сильно не люблю серый цвет. Он нейтрализуется симультанным контрастом и, мы говорили об этом чуть ранее, делает нездоровым цвет лица. Поэтому любители носить седые волосы и серые костюмы — Вам как никому другому следует об этом помнить;
- Ещё один способ, который забирает насыщенность цвета — смешивание основного цвета с его дополнительным, то есть стоящим напротив в цветовом круге. Последний способ отличается от других тем, что мы получаем множество приглушённых, сложных и интересных цветных серых оттенков (контраст дополнительных цветов).
Мы можем получить красивые сочетания цвета по насыщенности, контролируя одинаковую степень светлоты.
Если мы хотим получить в образе контраст по насыщенности, то мы должны сочетать оттенки в рамках только одного цвета. С помощью такого контраста мы получаем спокойный, но выразительный образ. Если мы добавим ещё другие приглушенные цвета, то суть данного сочетания потеряет смысл.
Контраст по площади цветовых пятен
С помощью этого контраста мы учимся двум важным вещам. Первый — это строить гармоничный образ достигая равновесия между цветами и динамики. Второй — применять свойства цвета в визуальной коррекции. То есть то, что необходимо увеличить, мы визуально увеличиваем с помощью цвета, и что необходимо уменьшить — мы так же уменьшаем.
Цвета в образе компануются друг с другом “пятнами” любых форм и размеров. Но для того, чтобы образ смотрелся гармоничным – мы должны понимать при каких пропорциях и при каких условиях ни один цвет не будет выделяться больше, чем другой. Силу воздействия цвета определяют три фактора: светлота, насыщенность и размер цветового пятна. Вспоминаем ночное небо и яркую точку луны на нём — чем светлее пятно на тёмном фоне, тем меньше пространства для равновесия оно занимает. Чем светлее будет становиться фон, тем незаметнее и меньше будет казаться светлое пятно.
Равнозначные по светлоте и насыщенности цвета в равных пропорцииях рядом друг с другом дают ощущение равновесия, прочности, устойчивости и спокойствия. Но стоит нарушить всего лишь пропорции, как ощущение умиротворённой гармонии рушится. Контраст форм тех же цветов дают совершенно новые впечатления и возникает ощущение движения, динамики, экспрессии и активности. Чем меньше, в этом случае, форма, тем ярче и сильнее будет звучать цвет.
Следовательно светлые и яркие пятна можно компоновать в образ так, чтобы визуально сбалансировать фигуру.
«Исключительная особенность данного контраста — его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов и сочетаний. Формы, размеры и очертания цветовых пятен в образе должны определяться характером цвета и его интенсивностью».