Как правильно сделать бортовой пакет в мужском пиджаке

Бортовой пакет

Виды бортовых конструкций
Бортовые материалы
Подрезка
Особенности изготовления облегчённых конструкций

Для начала разберёмся с тем, что такое бортовой пакет и какую роль он играет в мужском пиджаке.

Бортовой пакет в мужском пиджаке

Бортовой пакет — это внутренняя конструкция, изготавливаемая из специальных бортовых материалов. Его присутствие в пиджаке выполняет несколько функций:

  • Придание скульптурности крою детали переда
  • Поддержка необходимого формообразования области груди и плечевого пояса . Для фигур с выступающим животом в бортовом пакете также выполняется и формообразование на живот.
  • Подчёркивание достоинств и скрадывание недостатков фигуры

Основные типы бортовых пакетов

Виды бортовых пакетов в мужском пиджаке

Среди них различают три типа конструкций:

Fused

— это самая простая из технологий, которая в основном используется для изготовления пиджаков в массовом производстве. Такой пакет усиливает только область груди и плечевого пояса. Вся остальная часть детали переда, включая область под бортовым пакетом, усиливается клеевым дублерином. В виду этого промокнуть в таком пиджаке — значит его похоронить.

Half canvas

— отличается от Fused наличием основного слоя бортового материала по линии лацкана. В этом случае лацкан выстёгивается на бортовке. Этот метод придаёт его линии более строгий, жёсткий и презентабельный внешний вид.
Такой тип внутренней конструкции используется в серийном производстве мужских костюмов бизнес-класса. Эта технология более сложная в изготовлении, отсюда и более высокая стоимость изделия для конечного потребителя.
Ещё одно преимущество Half canvas — отсутствие клеевого дублерина в том месте, где ткань полочки усилена бортовым пакетом. Только далеко не каждый производитель соблюдает эти нормы. Обусловлено это тем, что отрезная часть клеевого материала может проскочить на лицевую сторону ткани верха в виде полосы. Избежать этого можно только чутким подбором соответствия клеевого материала ткани верха. Поэтому не каждый производитель идёт на такого рода затраты.

Full canvas

— этот тип конструкции используется в производстве пиджаков премиум-класса. Его основное отличие — полное отсутсвие клеевого материала и чёткая, будто точёная форма детали переда. Эта форма достигается за счёт большего количества влажно-тепловой обработки, в которой применяются техники неприменимые в двух предыдущих видах бортовых конструкций.
Пиджаки на основе Full canvas служат своему хозяину в разы дольше тех, что были сделаны в его производных версиях. Они непоколебимо сохраняют заложенную форму, не деформируются, не вытягиваются и самое главное – не боятся влаги. Поэтому хозяину такого пиджака можно не боясь попасть под сильный дождь.

Бортовые материалы

Бортовка

Сокращённо эти материалы называют бортовкой. Они имеют разный состав и плотность, в виду чего могут подбираться исходя из конкретных задач и представлений мастера.
Чтобы научиться правильно подбирать эти материалы для своих задач нужно понять основополагающую информацию.


Классический набор бортового пакета всегда состоит из трёх-четырёх слоёв. Среди них выделяю: основной слой, усилители груди и плечевого пояса.

Основной слой

Он располагается ближе всех к детали переда и выполняется из бортовок малой плотности. Его цель — основное дублирование материала детали переда и поддержание остальных деталей бортового пакета.
В составе основной бортовки может быть лён, хлопок, вискоза, полиэстер (не более 12-17%), животный волос или шерсть.
Эти составляющие могут быть собраны в смесовом варианте либо бортовка может быть чисто-шерстяной (один из самых дорогостоящих вариантов).

В большинстве случаев используется классический canvas из льна, хлопка, полиэстера и животного волоса 10-12%.

Как правильно сделать бортовой пакет в мужском пиджаке
Детали бортового пакета

Усилитель груди

Как правильно сделать бортовой пакет в мужском пиджаке

Он является вторым слоем и выполняется из бортовок высокой плотности.

Как правильно сделать бортовой пакет в мужском пиджаке

Содержание животного волоса может доходить до 25-35%. Основной состав этой бортовки может быть аналогичен первому слою (лён, хлопок, вискоза, ПЭ).

Его цель — придание и поддержание формы груди и плечевого пояса. Поскольку в основном слое по уточному направлению имеется содержание либо животного волоса, либо шерсти, направление утка́ во втором слое устанавливается либо под прямым углом к линии перегиба лацкана, либо под углом 45°. Это позволяет стабилизировать форму груди в разных направлениях, а также добиться особенной пластики по линии плечевого пояса.

Последний эффект положительно скажется в формировании правильного прогиба плечевого сустава.

Как правильно сделать бортовой пакет в мужском пиджаке

Усилитель плечевого пояса

Он выполняется из бортовок самой высокой плотности с содержанием животного волоса 40-50% или из натурального конского волоса. Его задача — поддержание жёсткости линии плеча и предохранении плечевого пояса от разноса (вытягивания).

Как правильно сделать бортовой пакет в мужском пиджаке

В большинстве случаев данная деталь занимает 1/6 – 1/5 от длины всего пакета и если она выполняется из натурального конского волоса, то она имеет чёткую прямоугольную форму.

Как правильно сделать бортовой пакет в мужском пиджаке

Это обусловлено тем, что при подрезке конского волоса лучше избегать его косых срезов и выполнять срез строго по направлению волоса или перпендикулярно ему. В противном случае волос может пробиваться через материал и даже в тех случаях, когда его срезы будут накрыты бейками из плотных материалов.

Дополнительный усилитель груди

Как правильно сделать бортовой пакет в мужском пиджаке

Он выполняется из мягких тканных или не тканных материалов. В первом случае он выполняет роль предохранителя от истирания ткани подкладки об основу бортового материала. Чаще всего используется рубашечная фланель.
Во втором случае, когда используется специальный не тканный материал, он выполняет ту же роль, а также служит усилителем всех слоёв бортовки. В бортовых пакетах, где присутствует дополнительный усилитель меньше вероятности появления “мозгов” на верхней части бортового пакета. Хотя, в его присутствии есть и минусы: сам бортовой пакет становится чуть тяжелее, что сказывается на меньшем достатке свободы движения в готовом изделии.

Мозги — это эффект, когда в процессе эксплуатации бортовой пакет может пузыриться. Такое явление может быть связано с нарушениями правил декатровки бортовых материалов, ошибками в технологии его изготовления или наличием двух причин в совокупности.

Плотность ботового пакета в зависимости от силуэта пиджака

Как правильно сделать бортовой пакет в мужском пиджаке

На первый взгляд три представленных пиджака могут показаться одинаковыми. Но для наглядности я наложил их друг на друга, чтобы показать отличия трёх силуэтов:

  • Прилегающий
  • Полуприлегающий
  • Прямой

Если сравнивать плотности их внутренних конструкций, то у прямого и полуприлегающего они будут более плотными. Это обусловлено тем, чтобы крой изделия беспорядочно не висел на фигуре.
В прилегающих силуэтах бортовые пакеты обязаны быть тоньше, так как при несоблюдении этого нюанса пиджак потеряет в своём комфорте.

Безусловно, эти правила могут быть нарушены, если задачей мастера является создание авангардного изделия. Но всё же в прилегающем силуэте эти нарушения вряд ли можно сделать уместными.

Casual или пиджак без конструкции

Как правильно сделать бортовой пакет в мужском пиджаке

Такие пиджаки — частое явление в современном мире. Их появление связано с рождением свободных слоёв общества, для которых классические правила являются чуждыми.

Как правильно сделать бортовой пакет в мужском пиджаке

Их основное отличие — отсутствие подкладки. Деталь бортового пакета либо отсутствует вообще, либо на её место ставят один слой мягкой бортовки длиной чуть ниже линии груди либо до самого низа.
В виду этого такой пиджак окажется вполне посильным трудом даже для новичка. Его баланс будет проще, чем баланс в изделиях с конструкцией и меньше ВТО. Единственная загвоздка — чистейшая обработка внутренней части изделия бельевым и французким швом.

Что касается его формы, то конечно она будет уступать пиджакам с полноценными бортовыми пакетами. Не если применить в изготовлении такого пиджака множество техник из классического, то внешне он не будет уступать своему старому, верному прародителю.

Особенности подрезки деталей бортового пакета

Как правильно сделать бортовой пакет в мужском пиджаке

На детали переда мужского пиджака или женского жакета присутствует только одна нагрудная вытачка. В классическом варианте она выходит из линии входа в карман. На основе бортового пакета эта вытачка разбивается на 2-3 мелкие вытачки. Это делается с целью распределения формообразования и создание скульптурного кроя детали переда.

При использовании тонких деликатных тканей верха размещать растворы пакета в других местах непозволительно. Нарушение данного правила может сказаться на появлении пролегания срезов вытачек. На схеме представлен набор вытачек расположенных в бесконтактных участках.
Работая с более плотными тканями (твид, фланель и т.д.) можно позволить подрезку вытачки из проймы, если в этом есть необходимость для конкретной фигуры.

Как правило на втором слое, который является усилителем груди, выполняется основная подрезка.
Если обратить внимание, то можно увидеть, что все его вытачки смещаются в другие участки. Также на нём появляется раствор в пройме, который обеспечивает оптимизацию времени на сутюжку области проймы на уровне груди.
Раствор, который обозначен на схеме прямой перпендикулярной линией является обратной вытачкой, которая открывается для обеспечения прогиба плечевого сустава. Её размер зависит от особенностей фигуры, с которой работает мастер.

Как правильно сделать бортовой пакет в мужском пиджаке
Как правильно сделать бортовой пакет в мужском пиджаке

Завершающим слоем является усилитель плечевого пояса. Он не имеет ни одного раствора кроме того, который обозначен линией прямого реза. Данный элемент является заключительным в стабилизации прогиба плечевого сустава и после полной сборки пакета этот участок дополнительно оттягивается и запресовывается при помощи ВТО. После правильного проделываниявсех всех действий на уровне плеча появляется мягкая воронкообразная складка, которая на фигуре создаёт седловидную линия плеча.

В данной статье были описаны традиционные правила заготовки бортового пакета для мужских пиджаков и женских жакетов. Эту информацию стоит знать, так как классическая база является твёрдой отправной точкой на увлекательном пути портновского мастерства.
Должно ли оно идти и развиваться в ногу со временем?
– Да!
Поэтому современный пиджак может и должен выглядеть иначе, при этом сохраняя в себе лучшие качества традиционной технологии изготовления.

Исходя из своего профессионально опыта я отмечу, что современные конструкции бортовых пакетов должны и обязаны максимально облегчаться. Поэтому при его заготовке стоит проявлять креативность и не бояться экспериментировать.
Текстильная промышленность тоже не стоит на месте.

Например: если сравнить современную бортовку «Конский волос» с той, что была произведена 30-50 лет назад, можно наглядно увидеть разницу их плотностей. Поэтому современный конский волос практически не ощущается в бортовом пакете, но по-прежнему продолжает нести свою тяжёлую ношу.

Можно ли изготовить бортовой пакет из двух слоёв основной мягкой бортовки?
– Конечно! И я отмечу, что такой тип конструкций используется в изготовлении пакета для женских изделий, в которых использование жёстких усилителей груди негативно сказывается на правильной скульптурности кроя.

Как правильно сделать бортовой пакет в мужском пиджаке

Напоследок посмотрим на эту схему и попробуем догадаться: что интересного в этом пакете было сделано и почему по свойствам он не будет уступать классическому пакету, но будет в разы тоньше и удобней в готовом изделии.

Эта конструкция является классическим видом моего моего ателье, используется уже много лет и для его заготовки я использую проверенные годами материалы:

Подпишитесь, чтобы получать уведомления о выходе новых статей

Поделиться с друзьями
Школа портновского мастерства
Добавить комментарий

  1. Светлана

    Очень-очень доходчиво, понятно и наглядно!

  2. Лилия

    Я обожаю ваши статьи!!! Столько информации в лёгком доступе. Моя большая мечта научиться всё это применять на практике. Обязательно пойду к вам на курс. Спасибо!!!

    1. Дмитрий Зорин автор

      Спасибо за внимание и интерес, Лилия! Рад, что моя работа приносит пользу.

  3. Августина

    Очень познавательная статья. Спасибо, Дмитрий!

    1. Дмитрий Зорин автор

      Пожалуйста! Рад быть полезным.

  4. Шамиль Магомедов

    Очень познавательная статья! Спасибо за Ваш труд. Такие базовые теоретические статьи очень помогают особенно новичкам и раскрывают для них важные аспекты портновского искусства. 👍🏼

    1. Дмитрий Зорин автор

      Спасибо, Шамиль!
      Рад, что статья для Вас полезна. Успехов!