Скидка 21% на набор лекал «WM Tailorpro +»
Скидка 23% на курс «Мужской костюм»

Виды костюмных тканей. Типы переплетений. Назначение

Виды костюмных тканей и типы переплетений

Чтобы правильно подобрать костюм для конкретного повода или ткань для костюма, необходимо изучить виды костюмных тканей. Это позволит не допускать ошибки в стиле и быть готовым к уровню сложности работы с конкретным материалом.

В первую очередь разделим костюмные ткани на три основные группы:

  • Повседневные
  • Для отдыха
  • Для торжественных мероприятий

В этой статье мы глубоко разберёмся в группе повседневных тканей и разделим их по сезонам, преимуществам и уровню сложности работы с конкретными видами.

Типы переплетений

Для начала нужно понять, что великое множество классических костюмных тканей получено на базе трех типов переплетений:

  • Полотняного
  • Саржевого
  • Атласного (сатинового)

Переплетение — это различные способы взаимного укладывания нитей основы и утка́, используемые в ткацком производстве. Вид переплетения — одна из важнейших характеристик типа ткани.

В любом переплетении участвуют два типа нитей  — уток и основа.
Нити основы – это вертикальные нити, которые на ткацком станке находятся в натянутом состоянии. Основа — является скелетом ткани. Уток проходит горизонтально между нитями основы создавая рисунок ткани. Этот периодически повторяющийся рисунок называется раппортом.

Полотняное переплетение

Полотняное переплетение.


Ткани с полотняным переплетением характеризует одинаково гладкая сторона лица и изнанки и если при покупке ткани вы пытаетесь их найти, знайте — их нет.
Рисунок ткани самый простой: нить утка́ поочередно перекрывает одну нить основы и тут же уходит под другую.
В большинстве случаев они устойчивы к сминаемости (в зависимости от состава ткани), но хуже поддаются ВТО (исключаются типы полотняного переплетения “Рогожка”).
О том, что такое ВТО я писал в этой статье.

Характеристики, плюсы и минусы тканей с полотняным переплетением

Ткань полотняного переплетения


Если вы ищите летний деловой костюм или подбираете ткань для его пошива, стоит остановиться на ткани с полотняным переплетением.

✓ Она лёгкая
✓ Хорошо пропускает воздух
✓ Практически не мнётся, если для производства ткани было использована качественная сырьё: 100% овечья шерсть или овечья шерсть с индексом от 100’S до 120’S

Индекс ‘S обозначает сертифицированную овечью шерсть. Под номером 100;110;120… понимают количество оборотов кручения (закручивания) пряжи. Чем выше номер, тем больше было сделано оборотов. Например: пряжа с номером 100‘S была закручена на 100 оборотов по часовой стрелке, а 120‘S — на 120 оборотов.
Важно понимать: чем выше номер, тем тоньше, плотнее и шелковистей будет ткань. Также номер влияет на устойчивость ткани к деформации и возможность ткани самовосcтанавливаться после эксплуатации. Последнее означает, что у тканей с более высоким индексом заломы после эксплуатации костюма будут исчезать самостоятельно, так как сильнее скрученная пряжа больше стремится вернуть своё исходное состояние.

К минусам этой ткани можно отнести её высокую сопротивляемость во время ВТО. Их сложнее оттянуть и сутюжить. Поэтому соотношение времени и усилий на производство двух этих действий увеличивается на необходимое время застаивания проделанной операции.
На эксплуатационные качества и итоговый вид изделия свойства ткани не влияют. Костюмы из ткани полотняного переплетения имеют чёткую и строгую форму, прекрасно держат заложенные в них линии, не лоснятся и долго служат своему хозяину.

На основе двух представленных работ видно, что в тёмном костюме более изящная посадка рукава и стройный силуэт. Для него была использована слегка рыхлая ткань полотняного переплетения из 100% шерсти.
Для светлого костюма была использована 100% шерсть 120‘S и я отмечу, что костюм приобрёл небольшой блеск, однородность текстуры ткани, но потерял изящность линий в сравнении с предыдущим. Это обусловлено тем, что ткань имеет более высокую плотность , она ощутимо сухая и хуже поддаётся влажно-тепловой обработке (ВТО).

Отсутствие или невозможность дать необходимую норму ВТО в костюме кардинально влияет на его силуэт. Эффект приталености и правильной анатомической формы костюма могут быть достигнуты только за счёт должного количества ВТО. Поэтому навыков его выполнения у мастера должно быть достаточно. В противном случае работа будет выглядеть угловатой и неряшливой.

Рогожка

Ткань рогожка.


Один из самых ярких представителей полотняного переплетения — рогожка. Такое плетение ещё называют джутовым. Её отличие в том, что в основе и уткѐ закладывается ни по одной нити, а по три и более сложенных в одну. Это влияет на то, что ткань становится рыхлой, неформальной и уходит из категории деловых тканей.

Виды костюмных тканей. Типы переплетений. Назначение

Рогожки — исключительно летние ткани и выполняются они из смесовых составов хлопка, льна, шёлка и шерсти. В виду этого они очень сильно мнутся, вытягиваются и непродолжительно служат своему хозяину.
Назначение ткани: костюмы для отдыха и образы в стиле casual и smart casual.

Саржевое переплетение

Саржевое переплетение

В саржевом плетении уточная нить перекрывает от двух и более нитей основы, уходит под следующую и далее перекрывает в таком же порядке. Каждый последующий ряд сдвигается на одну нить основы.

Ткань саржевого переплетения.

Характерная особенность тканей на основе саржевого переплетения — выраженный диагональный рубчик на лицевой стороне. Такие ткани мягкие, пластичные, более плотные (в сравнении с полотняными), имеют небольшой благородный блеск и лучше полотняных поддаются ВТО.
Назначение ткани: повседневные деловые костюмы для демисезонного периода. Для зимних костюмов используются саржевые ткани плотностью от 350 до 450 г.м²

Даже если взять самую тонкую костюмную саржу, то ощущаться она будет в сравнении с полотняной более плотной. Конечно, тонкие саржевые ткани можно рассматривать в качестве ткани для летнего костюма. Только нужно быть готовым, что в нём не будет так прохладно, как в костюме из ткани полотняного переплетения.
Также я отмечу, что тонкие саржевые ткани плохо переносят влажную среду. Следовательно летом, когда уровень потоотделения повышенный такие ткани будут пузыриться.

К минусам простого саржевого переплетения можно отнести:

  • Ткани неустойчивы к деформации
  • Не устойчивы к раздвижке швов и осыпаемости
  • Имеют низкий уровень самовосстанавливаемости
  • Быстро лоснятся, если костюм эксплуатируется без должного времени отдыха
Костюм из ткани саржевого переплетения.

В виду последнего пункта стоит отметить, что костюм из таких тканей быстро выйдет из строя, если он будет являться основным и эксплуатироваться хозяином 5 дней подряд по 8-12 часов. Это замечание отнюдь не указывает на то, что эти ткани и костюмы из них не имеют право на жизнь и вылетают из списка выбора. Просто они более привередливые и требуют бережного отношения. Поэтому для увеличения срока эксплуатации изделия необходимо иметь гардероб включающий в себя минимум два-три демисезонных и зимних костюмов.

Ломаная саржа

Виды костюмных тканей. Типы переплетений. Назначение

Её отличие от простой саржи — иное чередование перекрытий основы и утка. Различают ломаную саржу по основе (основный шеврон) и ломаную саржу по утку (уточный шеврон). На представленной схеме можно оценить их отличия.

Виды костюмных тканей. Типы переплетений. Назначение

Вместе с изменением типа переплетения меняются и свойства материала. Он становится более рыхлым и матовым, что приближает свойства таких тканей к шерстяным жаккардам.
По эксплуатационным качествам ломаная саржа превосходит все минусы простой саржи:

  • Практически не мнётся
  • Устойчива к раздвижке швов и осыпаемости
  • Хорошо самовосстанавливается
  • Не лоснится и хорошо переносит частые носки
  • И является отличным вариантом для начинающих мастеров

Переплетение ломаная саржа встречается не только в костюмных тканях. Например, такая ткань является визитной карточкой компании Wrangler при пошиве джинс. Это доказывает высокий уровень износостойкости переплетения ломаная саржа.

Кавалерийский твил (twill)

Кавалерийский твил.

Как и в случае с полотняным переплетением у саржевого тоже есть яркий представитель — кавалерийский твил. Название и тип ткани берут начало задолго до появления современной саржи. Кавалерийский твил был разработан специально для создания форменных брюк галифе. Ткань бывает очень грубая, прочная и в сравнении с обычной саржей практически не мнётся.

Её секрет — использование пряжи другого типа сложенной в толстые пучки. Поэтому эта ткань, как и рогожка, выглядит более объёмной, но, всё же, может быть использована для изготовления зимнего делового костюма.

Жаккардовое переплетение

Это переплетение является самым сложным и включает в себя десятки различных схем. Его главная особенность в том, что за счёт определённого чередования нитей основы и утка́ на поверхности ткани появляется узор.

Жаккардовое переплетение. Ткань соль с перцем и рыбий глаз.

Самый распространённый вид костюмного жаккарда — «Соль с перцем» или «Рыбий глаз». Эти ткани нельзя перепутать, так как они имеют характерный узор символизирующий их название.
В их производстве всегда используется два цвета пряжи и если внимательно посмотреть даже на тёмно-синий образец, можно разглядеть в переплетении ярко-васильковую пряжу.

Исходя из своего профессионального опыта хочу отметить, что данные ткани являются самыми послушными в работе. Они прекрасно формуются, оттягиваются и сутюживаются. Поэтому их можно с уверенностью порекомендовать начинающим мастерам.

Костюм из шерстяного жаккарда.

По стилю и назначению их нельзя отнести ни к деловым, ни к неформальным. И там, и там они будут уместно смотреться и весьма благородно выглядеть.
На фото представлена работа непарного костюма, где пиджак выполнен из тёмно-синего жаккарда, а брюки — из фланели.

В вопросе эксплуатационных качеств можно подчеркнуть, что костюмы из шерстяных жаккардов собрали в себе лучшие свойства:

  • Они не мнутся
  • Не лоснятся
  • Прекрасно принимают форму и садятся на сложные фигуры
  • Устойчивые к раздвижке швов и осыпаемости
  • Удобны в но́ске и практически не ощущаются на фигуре

К минусам стоит отнести только одно — неустойчивость к затяжкам. Поэтому нужно быть осторожным и избегать контакта изделия с шерховатыми поверхностями.

Виды костюмных тканей. Типы переплетений. Назначение

Насмотренность позволяет разбираться в сложных вопросах даже без наличия большого опыта. Поэтому напоследок давайте наглядно сравним основные типы тканей, которые были описаны в этой статье.

Подпишитесь, чтобы получать уведомления о выходе новых статей

Поделиться с друзьями
Школа портновского мастерства
Добавить комментарий