Тема, о которой пойдёт речь в этой статье, можно сказать, уникальна, так как общепризнанные методики либо не затрагивают её в отдельном смысле, либо затрагивают, но частично, раскрывая я её только в рамках работы с фигурами, имеющими выступающий живот, что сужает и буквализирует её понятие. Поэтому, если у Вас есть основательное намерение разобраться в теме баланса, прочитайте эту статью до конца, и Вы в этом разберётесь.
Если Вы не знакомы с предыдущей статьёй, являющейся логичным началом темы баланса, перейдите по ссылке
Понятие
На приложенном медиа два чёрных перекрещивающихся отрезка — горизонтальный и вертикальный. Мы видим, как отклонение горизонтали влияет на отклонение вертикали, ровно как и наоборот. Следовательно, если перенести эти данные в понятие баланса, можно заключить, что нарушение горизонтального баланса влияет на нарушение вертикального и нарушение вертикального влияет на нарушение горизонтального. То есть всё относительно.
Взаимосвязь горизонтального и вертикального баланса обуславливается тем, что вместе с изменением осанки, соотношения длин корпуса и спины, меняется и соотношение ширин корпуса. Причём ни только по горизонталям ширины груди и спины, но и по талии, и по бёдрам, так как центр тяжести любой фигуры, и вне зависимости от типа осанки, всегда приходится на уровень таза. Следовательно, у перегибистых осанок отклонение плечевого пояса назад влияет на перемещение таза вперёд. У сутулых отклонение плечевого пояса вперёд влияет на перемещение таза назад.
Ввиду этого, в крое, где небыли учтены перечисленные отклонения, у перегибистых осанок деталь переда будет плотно прилегать к бёдрам спереди, а спинка будет оттопыриваться от них сзади. У сутулых деталь переда будет оттопыриваться от бёдер, а спинка будет плотно прилегать к бёдрам. И всё это будет происходить даже в тех случаях, когда все прибавки соответствуют нормам.
Важно понимать, что имеющиеся нарушения в горизонтальном балансе будут менять порядок проявления перечисленных дефектов ровно наоборот. Но как только горизонтальный баланс будет исправлен в конструкции, дефекты станут себя проявлять упомянутым образом.
На следующем медиа рассмотрим условно-пропорциональные фигуры с отклонением в положении корпуса (осанки). И чтобы до конца разобраться в понятии вертикального баланса, обратим внимание на линию талии и бёдер, где хорошо видно, что у перегибистой осанки ширина переда на уровне талии имеет явное преимущество над шириной спинки, а у сутулой осанки — ровно наоборот.
Следовательно, чтобы учесть перечисленные отклонения в индивидуальной конструкции, надлежит перераспределить размеры ширин кроя так, чтобы соотношения их размеров были максимально приближены к отклонениям фигуры.
Начальные изменения Б/К для фигур с отклонениями
Адаптировать детали кроя для фигур с отклонениями и выставить их правильный вертикальный баланс можно как на этапе конструкции, так и на этапе примерки и будущей правки Б/К.
Последний способ хорошо подходит начинающим закройщикам, так как, не имея необходимого опыта в конструировании, порой им сложно уловить взаимосвязь мелких деталей, глобально влияющих на итог работы. Хотя, если отклонения у фигуры существенные, сделать оптимальный вывод на основе примерки конструкции, где небыли даны хотя бы задатки отклонений, будет сложно.
Поскольку для фигур с сутулой и перегибистой осанкой свойственно изменение соотношения ширин корпуса на уровне лопаток и груди в сравнении с типовой, то учитывая параметрозависимость ширины по бёдрам от ширины по линии груди и лопаткам, мы видим, что первоначальный расчёт сетки для фигур с отклонениями отчасти влияет на изменения ширины по бёдрам для сутулых и перегибистых осанок в сравнении с типовой.
Дополнительные изменения Б/К для фигур с отклонениями
Теперь перейдём к деталям и посмотрим на приложенный пример, где видно разницу положения центральной части переда у перегибистых и сутулых осанок.
Для перегибистых осанок свойственен недостаток ширины по талии по отношению к груди, а у сутулых — переизбыток. Значит, изменение соотношения ширин корпуса и влияние ширины по линии груди на ширину по линии бёдер ни до конца решает вопрос с правильной вертикальной отвесностью будущих деталей кроя Б/К. И чтобы учесть эти отклонения, нужно понять, что первоначально ширина по линии талии напрямую зависит от ширины по линии бёдер, которая после расчёта сетки Б/К фактически получена. Следовательно, наша цель — изменение этой взаимосвязи за счёт влияния участков по линии талии на участки по линии бёдер.
Сутулая осанка
Рассмотрим пример конструкции с отрезной боковой частью для сутулых фигур.
В случае со спинкой всё просто: положение среднего шва от талии до низа линейно перемещается в сторону её центральной части, а по боковому сохраняется оптимальный размер вытачки в боковом шве для сохранения положительного сопряжения линии низа после соединения всех боковых швов. И поскольку ширина спинки по талии и бёдрам увеличилась, необходимо компенсировать переизбыток объёма за счёт сокращения ширин на детали переда, которые можно произвести за счёт увеличения раствора нагрудно-талиевой вытачки и перемещения центральной линии переда влево от её положения для типовой фигуры.
Таким образом мы сохраняем необходимые объёмы по талии и бёдрам, формы всех линий, чтобы не потерять сопряжение важных участков и учитываем отклонение фигуры по вертикальному балансу.
Перегибистая осанка
Действия производятся ровно наоборот: положение среднего шва спинки от талии до низа линейно перемещается вправо от её центральной части и базового положения для типовых фигур, по боковому также сохраняется оптимальный размер вытачки в боковом шве для сохранения сопряжения линии низа после соединения всех боковых швов. И поскольку ширина спинки по талии и бёдрам сократилась, необходимо компенсировать переизбыток объёма за счёт увеличения ширин на детали переда, которые можно произвести за счёт сокращения раствора нагрудно-талиевой вытачки и перемещения центральной линии переда вправо от её положения для типовой фигуры.
Б/К для верхней одежды с отрезной боковой частью и без неё
Базовые конструкции с отрезной боковой частью сравнительно моложе своих предшественников. Время их появления ориентеровочно приходится на вторую половину ХХ века, а сами изменения имеют определённые преимущества.
Вспомним начало статьи, где было сказано, что у перегибистых осанок отклонение плечевого пояса назад влияет на перемещение таза вперёд. У сутулых отклонение плечевого пояса вперёд влияет на перемещение таза назад. Следовательно, отрезная боковая часть позволяет максимально учесть отклонение фигуры и устранить всевозможные дефекты посадки за счёт перемещения линии боковых швов от талии до низа.
В конструкциях без отрезного бочка такие изменения отчасти можно сделать за счёт перемещения центральной линии переда и боковых швов со стороны спинки. Только стоит отметить, что центр переда перемещается далеко не во всех случаях, а за счёт бокового шва переда со стороны спинки невозможно учесть любые отклонения. Поэтому применение таких конструкций существенно сужает круг фигур, имеющих отклонения от нормы.
В рубашечных конструкциях действует аналогичная логика. Только учитывая их особенности, изменения можно назвать более примитивными, так как взаимосвязь ширин груди, талии и бёдер является более тесно связанной.
Заключение
Напоследок хочу отметить, что опубликованный материал раскрывает не только тему вертикального баланса, но и наглядно демонстрирует то, что крой для фигур с существенными отклонениями визуально не отличается от кроя для типовых фигур. Достигается это за счёт перемещения точек согласно строгим правилам конструирования, не нарушая которые, мы сохраняем основной смысл индивидуального пошива: «Скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства».
Не исключаются случаи, когда у разных осанок имеются отклонения, логично принадлежащие другому типу. И на вопрос: что делать в этих случаях? — ответ однозначный: основательно изучить всю информацию и вывести адаптированный комплекс под те отклонения, с которыми проходит работа!
Спасибо! Полезно, доступно, понятно.
Ирина
Великолепная статья. Всё встало на свои места. Спасибо огромное, Дмитрий!!!!
Пожалуйста!